А виноват ли на самом деле мальчик с картины «Опять двойка» Эту картину мы знаем с детства. Она печаталась в школьных учебниках, по ней писали сочинения и обучались бытовой живописи. Здесь изображена образцовая советская семья: дочка-пионерка, мама-труженица, малыш на велосипеде. Вот только ложку дёгтя вносит стоящий на первом плане оболтус с покорёженным портфелем. Картину написал Фёдор Решетников, который специализировался в жанре соцреализма. Художник назвал картину «Опять двойка», из чего следует главный её посыл: мальчик опять подвёл всю семью, принеся домой плохую оценку. Картина наполнена осуждением и носит обличительный характер. В школе детям она уже изначально преподносилась так, что мальчик — отрицательный персонаж, а приносить домой двойки это плохо. При написании сочинений, школьникам уже давался посыл, что, мол, художник, своей картиной хотел сказать, что из-за двоек детей родители расстраиваются, да и самому тоже стыдно. Нужно приносить пятёрки, и тогда всё будет хорошо. Но так ли плох этот несчастный мальчик, как нам его преподносят? Ну получил он эту двойку, ну с кем не бывает? Ну может даже и школу прогулял — вон, коньки торчат из портфеля, наверняка, катался с друзьями. Но это не делает его плохим человеком. Двойки могут быть оттого, что он просто не понимает программу, а из-за бесконечных двоек и замечаний и в школу ходить не хочется, отсюда и прогулы. Заниматься с мальчиком некому — родители целыми днями на работе. Отец может и вовсе погиб на фронте, время ведь послевоенное. Художник не случайно изобразил маму одну. Может она просто не справляется с тремя детьми. Мальчик выглядит на 5-6 класс, когда начинается сложный подростковый возраст. Это тоже накладывает определённое влияние на ситуацию. Но картина самом деле очень грустная. И вот почему. А дело опять таки в историческом периоде. На дворе 1952 год, то есть всего восемь лет назад, в 1944 году было введено выставление отметок по пятибалльной системе. До этого единой системы оценки не было, чаще всего она была словесной («отлично», «хорошо», «посредственно» и т. д.). Приветствовались, естественно, высокие баллы — 4 и 5. А вот двоечников в полном смысле считали плохими детьми. Их высмеивали, ограничивали школьными благами, не принимали в пионеры, не брали в походы и в кружки. И, естественно, на двоечников без конца жаловались родителям. Вот оттого мама и грустна. Её мне больше всего жаль на этой картине. Её лицо совсем не злое, она не хочет "спускать на сына всех собак", поскольку понимает, что полностью его вины в двойках нет. Да и в целом он не такой уж и плохой. Но при этом мама понимает, что ей придётся отчитываться и оправдываться за сына перед учителями, соседями, родственниками и другими "доброжелателями". В этой ситуации ей придётся не сладко. Поэтому придётся отчитывать нерадивого ученика. Мальчика тоже жаль. Он совсем не похож на хулигана. Наоборот, у него довольно подавленный и тревожный вид. Парень понимает, что неправ, но ему трудно изменить ситуацию. Возможно, в какой-то степени эта картина обращена к тем преподавателям, которые создают подобные конфликты в семьях, настраивая детей и родителей против друг друга. Педагог и психолог Шалва Амонашвили писал о картине «Опять двойка»: «Эта картина не для детей написана. Она написана для взрослых. Чтобы они увидели, что так ребёнка принимать нельзя! А надо принимать так, как собака его принимает. Для неё всё равно, с чем он пришёл. С двойкой пришёл – друг, с пятёркой пришел – друг. Не надо принимать ребёнка с отметкой. Отметка — это отметка. А может, ваш двоечник завтра мир будет переворачивать? Ваш троечник депутатом станет, или министром, или хорошим врачом? Не цифры решают, а наше отношение к ребёнку».

Теги других блогов: образование картина соцреализм