С днём рождения. Рахманинов часто повторял, что в нём восемьдесят пять процентов музыканта... — А на что приходятся остальные пятнадцать? — спрашивали его. — Ну, видите ли, я ещё немножко и человек... Русский человек, но и человек мира. Когда у Федора Шаляпина спросили в Лондоне, что нужно читать, чтобы понять душу русского человека, он ответил - "Слушайте музыку Рахманинова". Несмотря на-бесконечную любовь ко 2 концерту, сегодня дань уважения рапсодии на тему Паганини ля минор, opus 43 — произведение Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром. Произведение состоит из двадцати четырёх вариаций на тему знаменитого двадцать четвёртого каприса Николо Паганини — прежде уже становившегося источником вдохновения для других композиторов, в том числе для Иоганнеса Брамса, использовавшего его тему для создания Вариаций на тему Паганини. В этой музыке ностальгия соединяется с откровенной «дьявольщиной». Произведение включает известный мотив «Dies irae», который является символом рока и смерти. Даже существует гипотеза, что не является ли Рапсодия на тему Паганини музыкальной иллюстрацией темы повести Николая Васильевича Гоголя «Вий»? Остаётся только предполагать или довериться интуиции и безоговорочно поверить в это. Сплетение жанров, исключительное видение образа, понимание содержания, возможность экспериментировать позволили Сергею Рахманинову создать неповторимое сочинение. Бесспорно, самым знаменитым фрагментом Рапсодии является XVIII вариация — вероятно, наиболее яркий из и без того немногочисленных в мировой музыке примеров кульминации произведения, высшей точки его музыкального развития, носящей не традиционно героический, а выраженно лирический характер.